В истории человечества нового и новейшего времени было немало гражданских войн, повлекших в междуусобной бойне гибель десятков и даже сотен тысяч людей.
И во всех случаях, вспыхивавшие во многих странах мира гражданские войны, непременно сеяли хаос и смуту, приводили к глубокому расколу в обществе, к погружению в полное безумие, к бессмысленному пролитию рек человеческой крови. Так произошло и у нас в России.
Преднамеренно развязанная гражданская война поглотила сотни тысяч человеческих жизней. Поглотила она и жизни более двухсот казаков станицы Мелиховской и 96 из них поглотила в одночасье, в предпасхальный четверг 18 апреля 1918 года.
Суровая кровавая драма, по свидетельствам старожилов станицы, полученным в 60-70-е годы прошлого столетия, произошла следующим образом. Узнав из поступившего из станицы Каменской сообщения о том, что большевики приступили к формированию советской власти в станицах и хуторах, и что установление таковой сопровождается актами насилия и грабежа, казаки Мелиховского юрта приняли решение направить на Буросов рудник 3-4 сотни казаков, чтобы воспрепятствовать приходу красного отряда в пределы юрта. Направить, однако, смогли не более 230-250 человек. Прибыв на рудник, они расположились в войсковых казачьих казармах. В течение нескольких дней никакие красные отряды не появлялись. У казаков стало расти убеждение, что никакой опасности появления красных отрядов нет, и потому накануне праздника Светлого Христова Воскресения – Пасхи им следует возвратиться в станицу. Но в предпасхальный четверг 18 апреля, на дороге, ведущей от Александровска-Грушевского (ныне Шахты) в Мелиховскую и проходившей вблизи казачьих казарм, неожиданно показались красные конники.
Казаки тотчас перекрыли дорогу.
— Куда направляетесь? – справились они у приблизившихся красных конников.
— В Мелиховскую станицу, — последовал ответ.
— На станичном сходе принято решение вас туда не пропускать.
— Да пропустите нас, казаки, — упрашивали красные конники.
— Нет! Не пропустим, — оставались непреклонными мелиховцы.
И, пока проходил бескомпромиссный диалог, красные конники тем временем, как бы без всякого недоброго умысла, нарушив строевой порядок, полукольцом охватили казачьи казармы. Их общая численность в 1,5 – 2 раза превышала казачью.
— Да пропустите нас, казаки, – продолжали вести обманную игру красные.
— Нет! Не пропустим, — стояли на своём казаки, – а полезете внаглую – применим оружие.
— Ишь, чем запугали! Мы тоже применим, — зашумели красные.
Спешно выдвинувшийся из рядов красных конников пожилой усатый командир обратился к противостоящим сторонам:
— Братья казаки! Братья рабочие и крестьяне! Да зачем же применять оружие? Зачем проливать кровь? Не надо этого делать. Мы, большевики, против насилия. Мы обо всем должны договориться мирно. Не надо крови! Сколько её можно проливать?... Хватит! Протяните друг другу руку дружбы. Да здравствуйте, солидарность казачества и рабоче-крестьянского класса!
С обеих сторон раздались восторженные возгласы «Ура!». Все сдвинулись с места и стали смешиваться в единую толпу и… Тут произошло для казаков неожиданное, непредвиденное. Этот же красный командир, только что призывавший к дружбе и солидарности «трудового казачества и рабоче-крестьянского класса», громким голосом подал команду:
— Бей и руби белую контру!
Засверкали выхваченные из ножен шашки. Загремели выстрелы из наганов и карабинов, и… Донская земля обагрилась кровью казаков.
Первыми жертвами большевистского коварства стали казаки Демьян и Евген Вещевайловы, Яков и Николай Кутыревы, Захар и Иван Гончаровы, Викентий Садчиков, Алексей Донсков, Козьма Воробцов, Андрей Титов, Захар Киреев, Липилин, Уколов, Николай Яковлев, Филипп Донсков.
Поданная красным командиром команда о нанесении по казакам удара была для последних неожиданностью, застала мелиховцев врасплох, посеяла среди них панику. Ни о каком организованном отпоре не могло быть и речи. Казаки, на которых ещё не обрушились сабельные удары, метнулись к своим коням. Но отвязать их от коновязи и тем более вскочить в седло удалось немногим. Ещё меньшему числу казаков удалось вырваться из окружения и добраться до станицы. Пеших и верхоконных казаков преследовали на протяжении нескольких верст до Сибирь-балки.
Настигнув жертву, красные конники скашивали её шашкой. Если жертву не удавалось настичь, по ней открывали ружейный огонь.
Жертвами чудовищного большевистского коварства в тот день стали 96 казаков Мелиховского юрта. Почти столько же казаков получили разной степени ранения.
Возникает вопрос: за что, за какую «провинность» были застрелены и порубаны 96 казаков Мелиховской станицы? Да всего лишь за то, что не хотели принять насильственно навязываемый им, безмерно чуждый естеству человека большевистский уклад жизни. Хотели сохранить свои традиции, сложившийся у них хозяйственный уклад.
В ходе Гражданской войны погибли миллионы россиян. Это ничем не оправданные потери. Гражданская война разрушила экономику, погрузила страну в пучину хаоса, нищеты, голода. О чём свидетельствует, чему учит нас драматическое прошлое? Только одному: во всех без исключения случаях гражданские войны недопустимы. Они разрушительны, приводят к гибели сотен тысяч и даже миллионов соотечественников.
Увы, и в современном российском обществе ещё достаточно экстремистски настроенных политических сил, готовых развязать массовые противостояния на грани гражданской войны. Мы должны твёрдо противостоять им, навсегда усвоив уроки прошлого: в любой политической ситуации гражданские войны недопустимы!
В. ШЕВЧЕНКО,
ст. Мелиховская