Фартуки, колокольчики, цветы, прощальные слова школе – всё это ещё теплится в воспоминаниях прошлогодних выпускников.
Но вот они обрели самостоятельность, перед ними распахнулись двери университетов – новая жизнь, новые впечатления. Однако этот год решил их столкнуть лицом к лицу с необычными трудностями. Только ребята вкусили сладость интересной студенческой жизни, как пришлось с ней на время попрощаться и держать от неё дистанцию. Наша редакция поговорила с первокурсниками и узнала, как для них прошёл этот год, и вызвало ли новые трудности дистанционное обучение.
Даниэла Бортновская, выпускница второй школы
– Любовь к изучению иностранных языков у меня появилась ещё в начальной школе. Её мне привили мои учителя английского языка Юлия Николаевна Фролова и Лидия Макаровна Яремчук. В восьмом классе я решила, что хочу стать переводчиком. И окончив одиннадцатый класс, я выбрала вуз РГЭУ РИНХ, так как слышала много хороших отзывов о направлении перевод и переводоведение. Мои ожидания оправдались, здесь хорошие преподаватели и насыщенная студенческая жизнь, что для меня очень важно.
– Сложно ли было адаптироваться?
– Да, было сложно с переездом, пришло осознание того, что я теперь самостоятельная. В обучении трудностей особых не возникало.
– Что скажешь насчёт дистанционного обучения? Как в вашем вузе оно происходило?
– И студенты, и преподаватели переживали сложность при переходе в такой формат. Никто не понимал, как должно всё происходить. Вначале каждый преподаватель, думая, что у нас теперь больше свободного времени, задавал много домашнего задания. Но этот момент мы обговорили, и в итоге к концу семестра всё прошло довольно гладко. Мне даже понравилось обучаться дистанционно, так как стало удобно планировать своё собственное время.
– Какие программы использовали?
– Мы занимались с помощью платформы Moodle, там нам прикрепляли задания, которые мы затем выполняли. Большая часть семинарских занятий проходила онлайн на платформе Zoom – в формате видеоконференций мы отвечали на вопросы преподавателя.
– Расскажи о культурной студенческой жизни. Чем ты занималась до дистанционного обучения, и прекратилось ли всё во время самоизоляции?
– Я присоединилась к вокальному коллективу «Алегра». Во время дистанционного обучения мы записывали свои вокальные партии, затем их сводили и загружали на официальную страницу студенческого культурного центра РГЭУ РИНХ. Также со студенческим советом мы проводили игры, викторины в нашем Instagram-аккаунте.
– Ты «за» или «против» дистанционного обучения?
– Мне кажется, для магистратуры это очень удобный формат обучения – можно работать и учиться одновременно. Однако для бакалавриата важно живое общение, связь с преподавателем и культурная жизнь.
Никита Борозенцев, выпускник первой школы
– Большой вклад в выбор профессии вложили мои родители. Именно они направили меня, так скажем, на правильный путь. В итоге я поступил в Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации на специальность судебная прокурорская деятельность.
– Столкнулся ли ты со сложностями в процессе обучения?
– Да, во-первых, ты попадаешь в совсем другую атмосферу. Первые два месяца было трудно, так как я вошёл в самостоятельную жизнь. Помимо учёбы нужно самому решать бытовые дела. Но со временем встраиваешься в этот поток и привыкаешь.
– А как же дистанционное обучение?
– С ним у меня проблем как таковых не возникло. Наоборот, стало проще учиться в родных стенах, дома. Материал легче усваивать самостоятельно, сам всё читаешь. Тем более на очном обучении на студентах сказывается настроение преподавателя.
– Расскажи, как твой вуз осуществлял дистанционное обучение? Какие программы задействовал?
– Преподаватели отправляли нам лекции, мы читали, а затем на платформе Moodle мы отвечали на вопросы. Материалы семинарских занятий нам предоставили ещё с начала года. Мы готовим ответы на вопросы, и либо письменно, либо устно в Skype отвечаем. Круглые столы, проверочные работы и экзамены проводят также в Skype: включаешь камеру, преподаватель видит, что ты никуда не подглядываешь и таким образом отвечаешь.
– Были ли проблемы в ходе такого обучения?
– Только в начале. Никто не сталкивался раньше с программой Moodle, у кого-то были то с ней проблемы, то с Интернетом. Однако спустя месяц всё нормализовалось, обратились к администрации платформы, которая затем улучшила её работу. И даже учиться стало интереснее.
– Как началось дистанционное обучение, ты сразу приехал домой?
– Нас отпустили домой в числе последних в Крыму, в начале марта. Дали ещё два-три дня на дорогу и адаптацию, так как не все живут рядом с Крымом.
– Появилось ли больше свободного времени?
– Да, материал лекций усваиваешь значительно быстрее. Однако особой разницы нет, так же тратишь время на подготовку, и есть время выйти прогуляться с друзьями.
– Были ли какие-то забавные ситуации, например в Skype?
– Да, например, когда пара по времени уже началась, а преподаватель не может подключиться – то зайдёт, то выйдет. Либо когда слышно семью преподавателя: может ребёнок подойти что-то спросить.
– Наверняка, ты приобрёл студенческих друзей. Как поддерживаешь связь с ними?
- Да, уже в первый месяц все сдружились. Поддерживаем связь в Skype, WhatsApp, Вконтакте – привычные для нас приложения, помогающие связаться и по видеосвязи, и по переписке. Но по живому общению с однокурсниками скучаю.
Кристина Алваджян, выпускница первой школы
– В школе мне нравилось изучать обществознание, поэтому в качестве одного из дополнительных экзаменов выбрала его. Когда начала готовиться, заметила, что мне нравится всё, что связано с экономикой, я решила идти в этом направлении. После сдачи экзаменов стала подавать документы. На экономическом факультете всегда мало бюджетных мест, поэтому подала сразу на коммерцию. Ещё давно хотела поступить в ДГТУ, и так получилось, что поступила в его филиал в городе Шахты по направлению менеджмент, экономика управления на предприятии.
– Какие впечатления после года обучения?
– Поначалу было тяжело, столкнулась с тем, что приходится много писать, не так, как в школе. К тому же, нужно много учить, и оправдания «я не выучил, не готов» не работают. На сессии было вдвойне тяжело, приходилось не спать ночами. Но учёба намного интереснее, чем в школе.
– Неожиданностью для всех в этом году стало дистанционное обучение. Расскажи, как оно у вас в вузе осуществлялось?
– У нас было проще, чем у остальных, мы не использовали специальные программы. Лекции загружали на сайт или в WhatsApp, мы сами изучали их, также в мессенджер нам отправляли задания. Однако дистанционное обучение намного тяжелее очного, так как объём информации большой, и в нём приходится разбираться самостоятельно. Единственный плюс в том, что если хорошо работал в течение семестра, то получаешь автомат на экзамене.
– Есть ли разница между выполнением заданий в обычном режиме и на дистанционном обучении?
– Есть разница: на очном обучении ты на виду у преподавателя, он задаёт тебе различные вопросы, и ты должен ответить. На дистанционном обучении, например, защита реферата отсутствует. Мы просто отправляем его преподавателю, и он не задаёт вопросов. Также при выполнении заданий даётся больше времени, и ты можешь воспользоваться своими материалами в спокойной обстановке. Такой формат, конечно, легче, но малоэффективен. При этом возникали технические неполадки.
– Появилось ли время для какого-то хобби?
- Да, свободного времени стало больше. Мне всегда нравилось готовить торты, пирожные. Я начала пробовать что-то новое, стала смотреть видео-уроки и читать про приготовление кондитерских изделий.
Алексей Сафонов, выпускник второй школы
– Дело в том, что я до последнего момента не знал, куда потуплю. С начала одиннадцатого класса и до начала ЕГЭ я думал, что поступлю на журналистику. Но общаясь с директором своей школы Светланой Александровной Лисицыной, понял, что журналистика мне не подойдёт по причине своеволия. Несколько месяцев после экзамена я находился в прострации, не зная, куда поступать. Затем решился поступать на юридический факультет, рассматривая ростовские вузы. В ЮФУ можно подавать на три направления. И вот, смотря, куда я прохожу со своими баллами, я подал документы на факультет конфликтологии. Начался период в ожидании, с ужасом осознавал, что со своими баллами в принципе никуда не поступлю. Однако одним августовским вечером, мне звонит заведующая кафедрой конфликтологии и предлагает принести к ним оригиналы документов. Таким образом, я поступаю в ЮФУ.
– Расскажи про свою специальность. Что такое конфликтология?
– Это очень сложный вопрос. Дело в том, что когда у нас кто-либо спрашивает, кем мы будем или, чем будем заниматься, мы всегда затрудняемся на него ответить. У нас есть такая фраза «Конфликтология – это профессия будущего». Исходя из года обучения по этой специальности, я понял, что конфликты есть всегда и во всех обществах. И конфликтологи найдут себя на всех поприщах, используя отчасти психологию, политологию и во многом социологию. Эти знания пригодятся, как говорится, в любой моде и погоде.
– А вот у тебя в качестве цели нет ли такого места, где бы ты хотел работать?
– Нет, я человек, так скажем, вольный. Как ты поняла из моего рассказа о поступлении, я не знаю даже, в принципе, чего хочу от жизни. Думаю, со временем такая неопределенность пройдет: либо на практике придут какие-то мысли по поводу места работы, либо на мероприятиях, знакомясь с разными людьми.
– Ожидание и реальность обычно разнятся. Скажи, воплотились ли твои ожидания в реальность?
– В принципе да. Вуз внедряет интересные парадигмы в образование. По большей части преподаватели идут навстречу студентам. Думал, что буду работать в поте лица на «умственной шахте», а оказалось, что не так тяжело. Была определённая сложность в адаптации. Всё-таки преподаватели в вузе – это не учителя, с ними нужно по-другому выстраивать отношения. Но такие переломы в сознании не сказались на мне как-то болезненно, я просто осознал и перестроился.
– Второй семестр всё-таки отличился от ожидаемого. Мы перешли на дистанционное обучение. ЮФУ использует программу Microsoft Teams. Расскажи, какие у тебя впечатления от такого формата обучения?
– Особых проблем не возникало. Единственные мелочи, не всегда сразу мог с телефона зайти на пару, и из-за разной связи, кто-то издавал посторонние звуки. Но это не так проблематично. Другое дело, что ушло некоторое время на адаптацию к такому формату.
– Какое отношение у тебя сложилось к дистанционному обучению?
– Мне сложно вычленить свою позицию. Но я во многом солидарен с одним из своих преподавателей, который выступает против дистанционного обучения. Теоретически, конечно, дистанционная работа имеет много плюсов, например, не тратишь времени на дорогу, это может даже решить проблему пробок в некоторых городах. Рано или поздно мы к этому придём, но человек будет на другой эволюционной ступени, когда он утратит свою социальную часть.
Несмотря на двойной новый опыт, наши выпускники, а ныне первокурсники, справились на «ура». А вот прогнозы о том, продолжится ли дистанционное обучение, оставляют желать лучшего. Тем не менее, освоение новых программ, методов обучения онлайн оставят свой след в образовании.
А. ЛЮБЧЕНКО
Увидели что-то интересное в посёлке или в районе? Присылайте информацию, фото или видео на почту редакции газеты smi-udonet [собака] rambler [точка] ru, в наши группы «ВКонтакте», «Одноклассники».