Мы продолжаем нашу рубрику «Люди дела», рассказывая вам, дорогие читатели, о тружениках села, посвятивших свою жизнь сельскому хозяйству.
Наш сегодняшний герой – потомственный казак, житель станицы Раздорской Владимир Дмитриевич Петрухин. Окончив школу, Владимир решил – казак без коня не казак и выучился на шофёра.
Намеренно не употребляю здесь слово водитель. «Шофера» - белая кость на селе во времена расцветов колхозов. В отличие от механизатора шофер, как правило, чист и щегольски опрятен. От него пахнет одеколоном и он всегда на колёсах. Даже гармонист, в глазах сельских барышень против шофёра «не то пальто». Помню старые фотографии своего деда Василия Тимофеевича. С юных лет он «шоферил», живя в Мелиховской. На фото бравые «шофера» в кожаные куртках, белых рубашках , обязательные кепки и начищенные блестящие сапоги. Чуть сзади такой же блестящий, как сапоги чёрный новенький ГАЗ-51. Думаю, что в то время водители были по статусу, как летчики в армии. Почёт и уважение, но и есть за что. Каждый день новые километры в любое время и любую погоду.
Отдав армейский долг, Владимир Дмитриевич устроился шофёром в родной колхоз «Советский Дон».
– Светлые были времена, – вспоминает Владимир Дмитриевич, – все хотели работать. На работу в колхоз шли всегда весело, с удовольствием, как на праздник. Наверное, время такое было, да и мы молодые были. Мало кто из молодежи в то время хотел уехать из колхоза. Уезжали в город, но редко. А зачем? Работа есть, подсобное хозяйство каждый мог держать, всегда свежие продукты, мясо, молоко, всё своё. А красота природы какая!
– Теперь всё несколько иначе. Разве что природа мало изменилась.
– Да, работы мало, хозяйство держать сложно. Молодежь уезжает по вахтам. Мотаются по всей стране, дома не бывают. А мне тогда в колхозе сразу дали старенький ГАЗ-51. Помню, три месяца с ним провозился. Перебрал его покосточкам. Утром, в морозы, отогревал паяльной лампой, лежа под машиной. Но, в итоге старенький газик стал работать, как часы. В колхозе тогда сразу обращали внимание на молодых и перспективных. Сначала доверяли малое, Увидев, что человек справляется, давали уже более серьёзную работу и технику. На ГАЗ - 51 возил зерно, удобрение, всё внутри колхоза. А затем начались большие многодневные далёкие командировки. Уже на ГАЗ-53. Направляли чуть ли не вовсе точки Советского Союза. В Закарпатье возил кукурузу, в Одессу ездил за элитными семенами. Львов, Воронеж, Казахстан, даже в Сибири побывал. Вот такой яркой жизнью жил наш колхоз. Интеграция в различных областях сельского хозяйства и по всей стране.
– Как местное население в то время принимало рабочих гостей с Дона?
– Великолепно! Людей таких душевных видел, каких больше нигде не видел. На Украине, помню, сломались зимой, а тогда с запчастями туго было. Так местные нас отогрели, вечером угостили, а перед этим привезли запасную часть, и мы полностью устранили неисправность. Везде люди хорошие. Правда, во Львовской области немного позлее. И в Вильнюсе тогда уже не так уже хорошо отношения складывались, но всегда без особых конфликтов.
– Длительные командировки у вас были, где ночевали или всё время ехали?
– Нет, ехали только днем. В Закарпатье три дня ехали. Тогда по дороге в малых городах свободные гостиницы были, недорогие. Со временем, с гостиницами сложно стало. Ночевали в машине, потом уже вдоль дорог гостиниц настроили. Теперь не проблема.
– Осталась в памяти какая-нибудь сложная командировка?
– Да, бывало. В «Советском Доне» ещё ехали с завгаром Геннадием Васильевичем Трифоновым. Под Краснодаром ночь, мороз и метель. Тут вообще без фонарей, без каких-либо опознавательных знаках на трассу выезжает трактор. Ну и бум! Довольно серьёзные повреждения, но удалось нам хорошенько поработать и машину завести. Хоть вьюга мела и руки отмерзали. Своим ходом добрались до Краснодара, а там уже серьёзный ремонт.
– Что после «Советского Дона»?
– В 1993 году мы с ребятами подались в казачью артель- общество «Дон». В общем, было неплохо, но снова реорганизация. Земельные споры, сильный поглощает слабого. Но мне все же было легче других. Бог дал способности к технике и вождению. В принципе, везде и всегда был востребован.
– Бог дал вам не способности, а настоящий талант к технике. Насколько я знаю, вы единственный в районе человек, награждённый государственной наградой Минсельхоза СССР медалью «За доблестный труд». Вы Заслуженный работник сельского хозяйства. Вас премировали поездкой в Болгарию, что было редко, у вас множество областных и районных наград.
– Да, наградами не обижен. Всегда спасибо, всегда приятно получать хорошую оценку своего труда, особенно, когда любишь свою профессию, а я её очень люблю.
– Затем, вы немало лет проработали в «Медиховском-Агро»?
– Да, с 2102 года постоянно «Мелиховское-Агро». А в нынешнем январе попал в ковид-госпиталь. Болезнь перенёс сложно. Выйдя из больницы, уволился из хозяйства. Надо восстанавливать здоровье, решил, так сказать, взять паузу, а там посмотрим.
– Владимир Дмитриевич, я наводил о вас справки. Так вот, вас все знают, очень ценят, как специалиста и человека, желают скорейшего восстановления после больницы и ждут на работу. Да и сейчас, пока вы официально не работаете, к вам приезжают за советом, просят помочь, и вы никому не отказываете.
– Ну, а куда деваться. Эта работа всей моей жизни. Мы друг без друга не можем (улыбается).
– Здоровья вам и многие лета! Крепче за баранку держись, шофёр!
– Спасибо, будем держаться1 Куда мы денемся с наших четырёх колёс!
В. Плужников
На фото В.Д. Петрухин