Сорок три года Лидия Попова проработала учительницей начальных классов.
Это особый вид педагогики. От первого учителя зависят первые впечатления и первые выводы ребёнка о школе. Причем нередко они становятся основополагающими на всё время учёбы.
Лидия Тимофеевна выпустила четырнадцать классов, для сотен усть-дончан она была и навсегда останется первой учительницей. Для неё они тоже всегда детки, хотя некоторым уже под пятьдесят.
«Прежде всего, надо воспитывать в ребёнке достойного человека, – профессиональный девиз усть-донецкого педагога, – знания в начале духовного и нравственного воспитания человека важны, но они вторичны».
В канун Дня матери мы встретились с заслуженной учительницей и матерью Лидией Тимофеевной Поповой.
– Вы были бы большой находкой для сценаристов сериалов. Вы знаете сотни судеб. Вы встречаете детей в первом классе и фактически не расстаётесь с ними уже никогда. Уверен, что ваши воспитанники не забывают вас и о своей жизни рассказывают. Помните свой первый класс в Усть-Донецкой школе?
– Конечно! Мы с мужем приехали из Дубовского района. Он учитель физики, я – начальных классов. Супруг родом из Раздорской, был учеником Лесникова Валентина Георгиевича, который стал директором в Усть-Донецкой школе, тогда она была одна. Лесников пригласил нас с мужем на работу и пообещал квартиру. Мы долго не раздумывали. Первого сентября 1980 года я встречала у дверей школы свой первый класс.
Понравились друг другу? Думаю, да! Мне они понравились точно. Я уже успела до этого поработать в сельской школе в Дубовском районе. Там дети более скованные, стеснительные, а усть-дончане меня сразу удивили общительностью, воспитанностью, смелостью даже. Вот эта грань между ребёнком и взрослым здесь оказалась более размыта. Дети все любознательные, но сельские часто стесняются, боятся задавать вопросы, а усть-дончане сразу погрузили меня в бесконечное что? где? когда? Мне это очень понравилось, и мы подружились, дружим со многими и по сей день.
– Назовёте кого-нибудь из них, людей желательно известных в посёлке?
– Светлана Лисицина, стала тоже учителем. Много лет проработала в детском доме, была директором второй школы. Олег Коваленко, заместитель главы администрации района.
– Много учеников было в вашем первом классе?
– Сорок два человека. Тогда классы были большие. Школа была одна и переполнена. Первого сентября 1987 года прозвенел первый, самый первый звонок в Усть-Донецкой средней школе номер два. С этого момента я работала там вплоть до выхода на пенсию в 2013 году. Число первоклассников было разным. В 90-е рождаемость падала, а в школе мы это ощутили в первых классах, в начале 2000-х. Скачки бывают, но сегодня, кажется, рождаемость идёт на подъём.
– Да, по количеству первоклашек часто можно судить о событиях, которые происходили в стране. Чем меньше экономической стабильности, тем меньше через несколько лет детей в первых классах. А вот, к примеру, в этом году в одной из Краснодарских школ был первый «Я» класс. Но мы отвлеклись. Как принял вас посёлок, молодых специалистов? Обещанную квартиру дали?
– Дали, но не сразу. Пришлось на съемной прожить пять лет. Её, кстати, школа оплачивала, благодаря школе квартиру дали. Очень благодарна Валентину Георгиевичу за то, что вытащил нас с мужем в посёлок. Мне в Усть-Донецке сразу понравилось. Я вообще человек деятельный. В школе руководила методическим объединением учителей начальных классов. Была депутатом еще в Дубовском районе, секретарём учительской комсомольской организации, здесь тоже стала депутатом Усть-Донецкого райсовета. Мне всегда нравилось, чтобы жизнь вокруг меня бурлила и я всегда старалась делать эту жизнь лучше и интереснее, всё, что в моих силах.
– Дети восьмидесятых и дети двухтысячных – это большая разница?
– Мир не стоит на месте. Раньше учитель был непререкаемым авторитетом. Сегодня это тоже есть. Но учителем в начальных классах стало быть гораздо сложнее. Дети в интернете уже с пяти-шести лет, а есть ребята очень любознательные. Поверьте, не все только играются там в игры. Многие находят что-то полезное, интересное, научное. Что-то прочитают, увидят в сети и делятся этим потом в классе. И учитель частенько бывает втянут в различные споры. Поэтому нужно быть в курсе всего, не просто знать, что сегодня интересует детей, но самому в это всё вникать. Интернет очень сильно повлиял на развитие и образование ребёнка. У ребят 2000-х кругозор намного шире. Любую информацию могут найти нажатием клавиш. Поэтому ещё раз, повторюсь, учитель должен соответствовать этим вызовам. Надо расширять и собственный кругозор, что современные учителя и делают. А без этого ты просто не станешь авторитетом для детей.
– Вас в Усть-Донецке ещё знают и помнят, как солистку вокального ансамбля «Веснянка». Я сам вас помню, моя мама тоже пела в ансамбле.
– Да, в 1983 года меня взяли в «Веснянку». Ходила с вашей мамой Плужниковой Ольгой Васильевной, Купавской Надеждой, Кубраковой Валентиной, Ерохиной Ниной. Руководителями были Николай Туренко и Валентина Филлиповна Подрез – светлая им память! Это люди, которые дали посёлку и его жителям очень многое. Вместе с Анатолием Изотовым – это были, можно сказать, основатели вокального и танцевального искусства в Усть-Донецке.
– До переезда в посёлок занимались пением?
– Да, в сельском Доме культуры. Но мы там пели другие песни. Дубовский район – это сухие степи. Люди там ближе не к казачеству, а к средней полосе России. И песни в Дубовке поют больше русские – протяжные, лирические, спокойные, душевные. А казачьи песни – это совсем другое. Здесь движение, страсти, походы и битвы. И всё с исконным казачьим юмором и молодецким задором. По моему характеру это духовно ближе. Я сразу влюбилась в казачью культуру, в казачьи песни. Ну разве сравнятся протяжные русские песни «Ивушки» и «Березки» с экспрессивными казачьими? Мне ближе последние.
– Вы учили детей не только знаниям школьной программы начальных классов, но ещё искусству, культуре. Знаю, что любили проводить внеклассные занятия, направленные на изучение казачьей культуры.
– Учитель начальных классов это должен делать обязательно. В первых классах ребёнку нужно, как можно больше рассказывать о традициях и культуре родного края. Я всегда говорила детям, что, не зная прошлого своей земли, невозможно оказаться в достойном будущем. Многих ребят из школы я водила на занятия в детский казачий клуб, которым руководила Нина Петровна Ерохина. Многие мои ученики, ставшие давно взрослым,и и сегодня говорят, что казачью культуру они полюбили с первых классов на наших занятиях и занятиях у Нины Петровны.
– Ученики не забывают вас?
– Нет, слава Богу! Все мои детки, они и сейчас со мной буквально каждый день. У меня есть страница в «Одноклассниках» и все мои выпускники делятся всеми жизненными новостями. Кто женился, замуж вышел, у кого уже свои детки родились, а у кого уже и внуки. Я отдавала ребятам часть своей жизни, теперь они делятся своей жизнью со мной. Это правильный принцип взаимоотношений ученика и учителя. Настоящая дружба между ними не должна заканчиваться никогда.
– На пенсии скучаете по школе?
– Как вы думаете, сорок три года, как говорится – от звонка до звонка. Если учитель на пенсии вам скажет, что не скучает по школе – не верьте. Но жизнь берёт своё. В душе силы и молодой задор остались, но физическое состояние уже не позволяет полностью отдаваться работе. А если нет полной отдачи, то учителем работать не стоит. Дети лучшие в мире психологи. Они тонко чувствуют любую фальшь. Заниматься с детьми в полноги не получится, только полная отдача. Если не в состоянии, лучше отойди, дай дорогу молодым.
– Чего вам, сейчас, не хватает?
– Да, наверное, как и всем – живого общения, активной жизни с поселковыми мероприятиями, каким-то событиями, праздниками. Пандемия всё это практически прекратила. Этого не хватает, но хорошо, что можно пообщаться в интернете, а так бы совсем тяжело было с этой эпидемией. Когда закончится, не знаете, что говорят?
– Не знаю, вероятно, ещё долго. День матери отмечаете?
– Конечно, меня поздравляют две мои родные дочери и очень многие мои детки со всех уголков России, принимаю поздравления даже из-за границы. Разве это не счастье?! Значит, любят и помнят, значит всё было не зря.
Прощаясь с Лидией Тимофеевной, я пожелал ей крепкого здоровья! Ещё всегда желаю пожилым людям больших душевных сил и крепости духа. Но в случае с Лидией Поповой это пожелание вовсе необязательно. С духовными силами у неё полный порядок. Живой ум, искрящиеся глаза, в движениях никакой вялости. Настоящая казачка, хоть и из Дубовки.
В. Плужников