Александр Алексеевич Ванчугов - первый герой нашей новой рубрики «Люди дела», в которой мы рассказываем о тружениках села, посвятивших свою жизнь тяжелому труду на земле.
«Есть люди, которые вызывают уважение не за то, что они сделали что-то выдающееся для человечества, а за то, что они просто всегда остаются людьми. Настоящими людьми. Бесхитростными. Не подлыми. Трудолюбивыми и скромными. Есть люди, смотря на которых, хочется сказать: побольше бы таких настоящих в жизни людей, на которых хочется равняться. Такие люди были и есть, просто мы их мало видим, так как они находятся в поле, на ферме».
Это строки из письма в нашу редакцию заместителя главы администрации района по развитию сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Николая Губачева.
Николай Афанасьевич предложил открыть в нашей газете новую рубрику – «Люди дела» и рассказывать в ней о тружениках села, посвятивших свою жизнь тяжелому труду на земле.
Идея нам понравилась. Тем более, что таких достойных людей в районе много и недостатка в героях новая рубрика испытывать не будет.
Открывает наш достойный парад Александр Алексеевич Ванчугов. Ну, кто его не знает?! Во всяком случае, те, кто работают с сельскохозяйственной техникой, знают точно. Пришло время познакомиться с этим человеком и мне.
Сразу скажу, что сам Александр, как говорится, руками и ногами отбивался от этой заметки. «Ну, зачем, я обычный человек, зачем обо мне писать, есть гораздо более достойные, давайте не будем. Пожалуйста»! Не смотря на волшебное слово «пожалуйста», мы были настойчивы. Помогли друзья и коллеги Александра, которые его всё-таки уговорили и буквально силой привезли к нам в редакцию.
Передо мной стоял нестарый мужчина, в немного замасленном бушлате. Скромно присел на предложенный стул, В руках держал шапку. Я сразу обратил внимание на руки. Крепкие, мозолистые, почти коричневого цвета, пропитанные за многие годы бензином, соляркой и мазутом.
– Ну что вам рассказать. Работаю с шестнадцати лет, Сейчас, мне пятьдесят девять. Перерыв был только на армию, а так всю жизнь в поле, на току, в мастерской.
Александр Алексеевич родом из Коныгина. После восьми классов отучился на тракториста. Затем армия. Отдав долг Родине, устроился в родной колхоз «Советский Дон» в станице Раздорской.
– Молодым в те времена хорошей техники не давали, – рассказывает Александр Алексеевич, – давали всякую рухлядь. Перебирали трактор буквально по косточкам, каждую гаечку, каждый болтик. По уши в мазуте с утра до вечера. Нам это, конечно, не нравилось. Хотелось сразу сесть за штурвал и в поле. Теперь- то я понимаю, что это была правильная, осознанная политика руководства колхоза. Благодаря этому молодой механизатор быстро становился профессионалом, знал технику, как свои пять пальцев. Изучил трактор «от и до», восстановил, а потом уже в поле. Никакая поломка не страшна, никаких ремонтников не вызывали. Всё ремонтировали сами.
– С ностальгией вспоминаете то время? Сильно отличается от сегодняшнего?
– Конечно! Людей было! Море! Как соберутся все на собрание или праздник какой. Комбайнёры, трактористы, шофёры, доярки, птичницы, свинарки. Все веселые. Удовольствие получали от труда, от того, что нас так много, что мы все вместе и очень дружные. Вера в светлое будущее была. Жили, работали, радовались, что живём в такой стране.
Глаза Александра погрустнели.
– Но ведь зарплаты у колхозников совсем маленькие были.
– Да, небольшие. Но зато колхоз полностью обеспечивал колхозников кормами для собственного хозяйства. В каждом доме была корова и не одна. Свиньи, куры, утки. Скотины много держали. А сейчас много вы коров видите на селе?
– Да, практически нет. Но ведь паи, сейчас, выдают.
– Да, привезут тонну зерна и куда её. Только курочек держать. Паи, в основном, продают. Молодежь этим заниматься не хочет. Некоторые выращивают в теплицах для продажи огурцы и помидоры, а скотины практически ни у кого нет. Молодежь стремится в город.
– Ну, пожалуй, хватит о грустном. Давайте о любви. Женились вы на усть-дончанке.
– Одно время возил из колхоза молоко на молокозавод в Усть-Донецкий. Там познакомился с Татьяной Кириличевой. Полюбили, решили пожениться. Нужно было переезжать в посёлок. Председатель сначала не хотел отпускать, но когда узнал, кто невеста (фамилия Кириличевы в районе известная) как говорится, благословил. В посёлке немного поработал в АТП, но понял, что не моё. Мне земля нужна, трактора, комбайны, пашня. Перешёл в Апаринский колхоз. Время уже началось непростое. Демократия и всё такое. И коллектив у нас был уже непростой. Свобода всем кружила головы. Когда наш руководитель колхоза «Радуга» Григорий Чекунов решил сложить с себя полномочия, стал вопрос о новом руководителе. Привезли знакомиться претендента, но ребята его прогнали. Вот так взяли и прогнали. Не захотели и всё. Тогда это было возможно. Стали думать – кого? Решили Виктора Плужникова. Хорошо работали, но потом снова реорганизация, в район пришли крупные холдинги. У них крутая фирменная техника, но и свои условия, которые многим не совсем нравились.
Свою официальную трудовую деятельность Александр закончил в 2017 году в Усть-Донецком АПК. К тому времени сильно пошатнулось здоровье. Технику часто приходилось ремонтировать лёжа под трактором и комбайном на земле, на бетонном полу и в мороз и слякоть. Это не могло не отразиться на организме. Да и пенсия была уже «вот-вот». Но после реформы до пенсии стало ещё «ой-ой-ой».
Но уныние это не про Александра Ванчугова. Таких мастеров, как он, не только в районе, по всей области можно пересчитать по пальцам. Дома ему сидеть не дают. Его искусство механизатора востребовано и теперь. Постоянно зовут помочь, проконсультироваться, посоветоваться.
К нам в редакцию Александра Алексеевича привёз его друг Геворк Багдасарян, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства в хуторе Апаринском.
– Я Александра знаю с девяностых годов, – говорит Геворк, – но таких механизаторов, как он, больше не знаю. К любой технике он относится с любовью, как к своей. Его часто зовут в разные хозяйства, просят о помощи и он никому не отказывает. Ко всем относится с добротой. Превосходный мастер и очень хороший человек.
Во время монолога Геворка Александр засмущался и пытался прервать друга, но горячего армянина было не остановить.
– Он вам не сказал. А у него столько наград! И от Минсельхоза России, и от губернатора области, руководства района! У него дома целая коллекция кубков, дипломов, грамот разных. Экспозицию можно открывать! Его все ценят и уважают, спросите у любого фермера!
– Приятно, когда о вас так говорят? – вновь обратился я к Александру.
– Приятно, конечно, но это чересчур. Я не один такой в районе, есть ещё толковые механизаторы.
– Мы о них тоже обязательно напишем. Каким видите будущее села?
– Всё зависит от молодежи. Многие уезжают. Сейчас такая техника, что много людей и не нужно. Хочется верить, что село снова будет процветать. Очень хочется верить.
Александр Алексеевич замолчал и задумался. О чём он думал в этот момент? Может, вспоминал свою колхозную молодость, когда жили и работали, хоть и нелегко, но дружно и весело. Стояли друг за друга горой, всегда помогали не ради денег, а просто по-дружески. Когда ходили в гости, были вместе, и в горе, и в радости.
– Вы знаете, мне часто снятся ключи, гайки, все мои рабочие принадлежности, – теперь уже прервал мои размышления Александр, – эта моя жизнь, моя судьба. Хоть и здоровье потерял на работе, ни о чём не жалею. Спасибо судьбе за всё!
Расстались практически друзьями. Заботливый Геворк повёз друга домой. Дома любимая жена, свое хозяйство. А завтра кто-нибудь из фермеров снова позвонит и скажет – Алексеич, выручай, трактор не заводится, горю. И Алексеич поедет тушить «пожар». Тяжёлая, но настоящая жизнь продолжается. И дай Бог ещё многие лета!
В. Плужников
На фото А.А. Ванчугов