Мы постоянно ведем работу по установлению судеб своих земляков. Всю информацию вносим в Книгу памяти.

В ходе поисковой работы мы отыскали письма жителей Раздорского района из фашистского плена: Горепекина Василия(х.Броницкий), Кожанова Алексея Васильевича(ст.Раздорская), Сухарева Василия Васильевича(х.Пухляковский) и Семерникова Александра Михайловича из ст. Н-Кундрюченской.

Найденные письма написаны на специальных почтовых карточках с печатью Международного Красного Креста. С помощью этой организации попавшие в плен солдаты и офицеры надеялись сообщить родным о своей судьбе.

Но, как следует из сопроводительного документа, советскому отделению Красного Креста спецслужбами « было предложено» эти письма родственникам не пересылать, а использовать только как материал для учета безвозвратных потерь Красной Армии. Так эти послания оказались в архиве.

К концу 1941 года в плену оказалось более 3-х миллионов человек, и одной из задач советского руководства было остановить эту лавину. Советский солдат должен был понимать, что во вражеском плену он не будет получать посылки с едой от Красного Креста и отправлять домой открытки,и что его ждет неминуемая смерть.

Поэтому народный комиссар иностранных дел В.М.Молотов на обращениях Красного Креста ставил визы «Не отвечать», «Не посылать список». Объясняя это тем, что немцы нарушают правовые и другие нормы в отношении советских военнопленных.

Мы перечитывали письма своих земляков, искали в архивах другие документы о каждом авторе, чтобы узнать как сложилась его дальнейшая судьба. Связались со специалистами сельских администраций этих территорий с просьбой помочь в розыске потомков этих людей.

Первой очень быстро информацию прислала Елена Викторовна Анохина из х.Пухляковского. А уже связавшись с родственниками, мы узнали, что В. В. Сухарев вернулся домой живым, и получили его фото. В своем коротком письме из румынского лагеря г.Дорнешти уезд Рыдыуцы жене Антонине в х.Пухляковский он пишет: "Ранен, выздоровел. Надеюсь скоро быть дома. Привет всем, целую детей.»

А вот рассказ из уст его дочери Серебряковой Веры Васильевны: » Сухарев В.В.,1904г.р., был призван в армию 23 августа 1941г. 5 сентября 1941г. в бою под г. Одесса был ранен и попал в плен. Был отправлен в Румынию в концлагерь. Пробыл там немного, но ужас концлагеря запомнил на всю жизнь.

Обращались с ними, как со скотиной, привезут машину свеклы, вилами раскидают по лагерю, а пленные собирают ее и едят. Местные крестьяне приходили в лагерь и просили у немцев пленных для работ у себя в хозяйстве.

Тут папе и повезло, его забрала одна женщина. Он был высокий, крепкий с виду. Для работы в хозяйстве как раз такой и был нужен. У нее муж воевал за немцев против русских.

Папа стал жить и работать у нее, ходил в концлагерь отмечаться. Прошло какое-то время и муж у этой женщины погиб, папа остался у нее и даже перестал отмечаться, так как она каким-то образом сделала ему вольную.

Прожил он у нее до 12 сентября 1944 года. Наши русские солдаты освободили эти места и стал перед папой выбор: или вернуться домой, или остаться на чужбине, как другие,и уехать в Америку. Ходили разговоры, что по возвращении из плена их ждет Сибирь. Но несмотря ни на что папа решил вернуться домой.

Но война еще не окончилась и его отправили в штрафбат. Почти сразу же в первом бою он был тяжело ранен в обе ноги, раны были большие и его отправили в Москву в госпиталь. Там он проходил лечение до 1947г.

Приехал в Пухляковку на костылях, а нас там не оказалось. Политика правительства была такая: многодетные семьи отправляли в Крым, в Ялту. Нас таких в Пухляковке оказалось 6 семей. Сначала уговаривали, а потом в приказном порядке отправили. И поехал папа за нами в Крым. А нам оттуда не разрешают уезжать, не отпускают. Папе пришлось немало походить по инстанциям, чтобы нашей семье разрешили вернуться домой.

Вернулись в родную Пухляковку, а жить негде. Родной дом сгорел еще во время войны, нам тогда предоставили под жилье опорный пункт. А после возвращения из Крыма он был уже занят. Жена папиного брата пустила нас пожить в погребе. Так и жили там, пока не построили свой дом на пустыре, где сейчас живет Лена Потатуева и где жила ее мама.»

Пока был на костылях, работал в летнее время сторожем на колхозных садах, а потом - кладовщиком в колхозе. До самой смерти трудился в собственном винограднике: подрезал, поливал, закапывал. Летом каждое утро купался в Дону. Очень любил своих внуков.

Горепекин Василий в своем письме из плена матери в х.Броницкий пишет: "Здравствуй, мама. Шлю тебе пламенный привет и горячий поцелуй.Также и всем родным, особенно Вовочке Ерко, Лени, Тони. И всему хутору, кто меня знает. Мама, сейчас я нахожусь в Италии у Средиземного моря. В скором времени я возвратюсь на родину. Пока все, остаюсь жив и здоров.

Привет всем родным и ближним, и кто остался из девчат, то тоже горячий привет. Желаю вам остаться живыми и здоровыми.»

Больше о нем пока ничего неизвестно.

Кожанов Алексей Васильевич, 1904 г.р., призван на фронт Раздорским РВК в сентябре 1941г., рядовой 733СП 86 дивизии пропал без вести в декабре этого же года. Открытая карточка военнопленного с его подписью на имя Ерыжен-ской Клавдии Васильевны в ст. Раздорскую содержит вот такой текст:» Мой дорогой, моя дорогая. Я здоров ( я не ранен(или) я легко ранен). Я попал в плен к итальянцам и чувствую себя хорошо.

Вскоре меня переведут в лагерь для пленных, откуда я сообщу мой новый адрес.

Только тогда я смогу получать ваши письма и отвечать на них.

Сердечный привет. (Подпись)»

Такая же карточка за подписью Семерникова Александра Михайловича, уроженца ст. Н-Кундрюченской, не дошла до Семерниковой Елены Кирилловны. В карточках военнопленного из архива ФСБ г. Ростова-на-Дону указано, что он попал в плен 27 октября 1941г. под г. Чернигов. Побывал в шталагах 348, XVIII B, XVIII C(317). Лагерный номер 5545.

Мы решили переслать письма тем, кому они были адресованы. Конечно, мы понимаем, что адресатов уже нет в живых. Но пусть младшие поколения родственников узнают об этих письмах, вчитаются вместе с нами в скупые строки старого документа, задумаются о непрожитой счастливо жизни его автора, вспомнят историю своей семьи.

Старая мудрость гласит, что мы живем, пока о нас помнят… И пусть нашей общей Памяти о Великой войне станет больше…

Надеемся после публикации получить дополнительную информацию о невернувшихся с войны земляках.
Отзовитесь, кто помнит Горепекина Василия, Кожанова Алексея Васильевича и Семерникова Александра Михайловича.

Аня Орехова,
член поискового отряда Нижнекундрюченской школы

Обязательно поделись с друзьями!

 

Усть-Донецкий информационно-тематический портал «УстьДонИнфо» Сетевое издание USTDON.INFO. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 70131, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 16.06.2017. 

© Copyright 2015-2024, Все права защищены, при копировании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна! Администрация не несет ответственности за нарушения авторских прав, все материалы содержатся на сторонних ресурсах.

Яндекс.Метрика
Back to Top