В череде майских праздников проскочила мимо внимания одна памятная для казаков юрта Верхнекундрюченской станицы дата.
6 мая исполнилось 110 лет с момента открытия в хуторе Кривая Лука памятника казакам 2-ой сотни 25-го Донского казачьего полка, воевавшим на русско-японской войне 1904-1905 гг.. Открывал памятник в 1906 году командир 2-ой сотни Лев Андреевич Костин.
О начале мобилизации казакам объявили 19 июля 1904 года, вечером. Они должны были явиться на сборный пункт в станицу Бессергеневскую для покупки необходимого снаряжения. 25-й Донской казачий полк формировался из казаков станиц: Раздорской, Кочетовской, Золотовской, Великокняжеской, Семикаракорской, Нижне-Кундрюческой, Верхне-Кундрюченской, Константиновской, Екатерининской, Усть-Быстрянской. Каждому мобилизованному из казны выдавалось единовременное пособие в 100 рублей. Весть о походе застала казаков в разгар жатвы, вынуждая бросить свои поля и необмолоченный хлеб. Очевидцы отмечают страшную духоту и сильную жару в те летние дни 1904 года: «Во время мобилизации в степи был страшный ураган, который поднимал такие облака пыли по немощённым улицам, что, если кто и не был в песчаных пустынях Сахары или Средней Азии, тот без труда мог представить себе эту картину. Солнце на целые часы затемнялось облаками мельчайшего песка, он проникал повсюду, во все поры человеческого тела». 25-й Донской казачий полк формировался в станице Бессергеневской помощником окружного атамана Первого Донского округа полковником Бирюковым совместно с командиром 25-го полка, полковником Медведевым. Казаки 25-го полка довольствовались меню полевой кухни. Такие кухни были устроены по распоряжению военного пристава из расчета один общий котел на взвод. Хлеб и необходимые приварочные продукты доставлялись из Новочеркасска, поскольку в станице Бессергеневской приобрести их не представлялось возможным. Фураж для конского состава заготавливался управлением атамана Первого Донского округа, воду брали из близлежащих прудов и колодцев.
25-й Донской казачий полк прибыл в Персиановский лагерь из станицы Бессергеневской 28 июля. При переходе полка в Персиановку, попутно в г. Новочеркасске казаки получили винтовки, револьверы и пики. Во всех донских станицах, через которые проходили казаки, их встречали и провожали старики с хоругвями и все жители. В Персиановке чуть более двух недель казаки ежедневно упражнялись в действиях с холодным оружием- шашкой и пикой, прошли полный курс стрельб, занимались сотенными и полковыми конными учениями. Особое внимание уделялось разведывательной и дозорной службе.
16 августа в Персиановке на плацу артиллерийского лагеря у церкви был произведён высочайший смотр всех частей 4-й дивизии императором Николаем II. Русский царь лично провожал многие воинские части, отправляющиеся на Дальний Восток, и донские полки не стали исключением. В своём дневнике Николай II записал, что казаки на торжественном смотре произвели на него самое лучшее впечатление. Уже покидая Войско Донское, царь повелел выдать всем казакам дивизии и артиллерийского дивизиона, имеющим знаки отличия Военного ордена, по пять рублей, имеющим звания - по 3 рубля и по 1 рублю простым казакам. На следующий день, 17 августа, началась отправка войск эшелонами на Дальний Восток.
Эту фотографию предоставила Ольга Ивановна Тихоновскова (в девичестве Костина).
Фотография 1904 года. Персияновка. Проводы на русско-японскую войну. В верхнем ряду четвертым стоит сотник Костин Лев Андреевич, а рядом с ним (пятый), прадед О.И.) – Костин Иван Андреевич, вахмистр, награжденный Георгиевским крестом 4 степени.
Отправка казаков на вой-ну шла при участии царя Николая ΙΙ. Он младенцев, находящихся на проводах, сам причастил. В семье долгое время хранилась кружечка, из которой был причащен дед Ольги Ивановны - Иван Иванович Костин.
В дальнейшем в 1915 году Лев Андреевич Костин получил чин есаула и был назначен начальником Военно-ремесленной школы в станице Константиновской.
В. ЛАГУТИН,
учитель истории Евсеевской школы,
боец поискового отряда «Донской» им.Анатолия Калинина