Шла Великая Отечественная война. Было тяжелое знойное лето 1942 года. В июле фашисты рвались в Ростов. В это время фронт подходил к нашей станице.
ЦАМО «…17 июля 1942 г. 85 ОМПБ (командир майор П.И. Масик) получив задание организовать паромную переправу через реку Дон в районе Мелиховской, приступил к переправе частей Красной Армии 19.07.42 г. с 9.00. К исходу дня полной нагрузкой работали 3 парома широкой площади под грузы весом 30 тонн и 4 пристани (2 погрузочных и 2 разгрузочных). Пути подхода и отхода переправ в р-не ст. Мелиховская обеспечивал своим личным составом… трактора МТЗ-НАТИ… буксировали машины по труднодоступным местам».
Особенно тяжело было с 19 по 22 июля. Бои с врагом на нашей территории вели части 51 Армии, 110 калмыкская дивизия, 18 ОЗАД ПВО, 19 дивизия войск НКВД. Очевидцы событий, Кожин Артём Федорович и Киреева Степанида Степановна рассказывали: «В районе между станицами Мелиховской и Раздорской было сооружено 5 понтонных переправ, по которым днем и ночью двигались военные, беженцы, угоняли технику, скот, увозили оборудование предприятий. Днем вражеская авиация бомбила переправы, но ночью советские воины их восстанавливали и движение продолжалось. Работала техника, кричали люди, теряя в этой огромной массе своих родных. Шум переправы доносился далеко вокруг…». В ночь с 21 на 22 июля 1942 года станица и переправы подверглись жестокой бомбардировке немецкими самолетами Юнкерс Ю-88.
Полковой комиссар 110 калмыкской дивизии Сергей Фёдорович Заярный в своем донесении 20 июля командующему 51 армии просит помощи в наведении порядка и организации питания выходящих на левый берег частей: «…идет непрерывный поток одиночек и неорганизованными группами военнослужащих рядового, младшего и командноначальствующего состава. Идут с оружием и без оружия. С идущих можно сформировать целые соединения, но приведением их в порядок никто не занимается. Выполнить функции упраформа командование дивизии не в состоянии, т.к. дивизия выполняет задачу по занятию обороны на широчайшем участке. Кроме того, чтобы заняться формированием требуется соответствующий комсостав и для питания продовольствие».
За время переправы армейских тылов заградительный отряд 242 кп задержал около 60 человек паникеров и трусов, которые были использованы в обороне 1-го эскадрона.
Во второй половине июля 110 ОККД вела упорные оборонительные бои на Дону с танковыми, механизированными, а с воздуха авиационными частями и соединениями противника, прикрывая отход обескровленных частей соединений противника.
Через линию обороны дивизии отходили части и соединения 9, 12, 26, 37, 56 и др. армий.
В этих тяжёлых боевых условиях 110 кавдивизия на указанном участке фронта в течение 12 дней сдерживала яростный натиск превосходящих сил противника. Положение дивизии было крайне тяжёлое. На широком фронте обороны легкая кавалерийская дивизия на степных донских просторах, где почти отсутствуют естественные укрытия для лошадей и обозов, вступила в единоборство с вооруженными до зубов силами фашистских войск и ценой крови и жизни людей сдерживала натиск врага.
О мужестве и героизме защитников Родины в эти дни рассказывает Анатолий Шатохин в хроникально - документальном повествовании «Годы, опаленные войной». В июле 1942 года 19 дивизия войск НКВД занимает новые рубежи обороны. 1-й и 3-й полк дивизии получил приказ: «19.07.1942 г. переправиться на левый берег Дона в районе станиц Раздорская и Мелиховская». На переправе в ст. Мелиховская были убиты заместитель командира 1-го батальона полка по разведке младший лейтенант милиции Лаврентьев, исполняющий обязанности заместителя командира 2-го батальона 1-го полка лейтенант милиции Большаков. Под непрекращающимся огнём вражеской авиации каждый из бойцов и командиров показал, на что он способен в трудную минуту. «20.07.1942 командир 1-го батальона 3-го полка майор милиции Сустин во время массированного налёта вражеской авиации на переправу в ст. Мелиховская под разрывами бомб откопал из-под земли 15 человек бойцов и командиров Красной Армии, тем самым спас им жизнь».
22 июля1942 года. «После 9 часового боя 15 застава 25 погранполка, выполнив боевую задачу, с боем, без потерь вышла к Дону, где её ожидали люди. Под прикрытием огневых средств, с левого берега Дона, часть пограничников переправляется на противоположный берег на лодках, а другая вплавь.
Из выписки из отчёта о боевых действиях Подольского архива МО СССР в 1986 году мы узнали об участии в боях за Мелиховскую переправу 18 Отдельного Зенитного артиллеристского дивизиона ПВО.
«При переправе через реку Дон, станица Мелиховская, дивизион по батарейно прикрывал переправу своих войск. Авиация противника при переправе наших войск действовала исключительно активно, сначала сделав разведку переправ нашим самолетом У-2, после чего с высоты 4 км начала бомбить переправу, в результате бомбёжки были потери в живой силе и технике наших войск, а также потери в личном составе имеет дивизион.
Разбито прямым попаданием бомбы орудие 3-й батареи, во время переправы через паром утонул в Дону ЗИС-5 с запчастями. 23.7.42г. авиация противника всё время висела над нашими боевыми порядками, обстреливая из пулемётов…. Под конец боя, израсходовав боеприпасы, дивизион отошёл под прикрытием своих же подразделений, поочередно одна батарея другую. Огнём пулемётной роты сбит истребитель МЕ- 109. Из боя дивизион при переправе через Дон в ст. Мелиховская выходил последним, ибо части, находившиеся на обороне, ушли с вечера 22.7.42 г. Раненых 6 человек, пропавших без вести – 6 человек, убитых – 7 человек. Братская могила на левом берегу Дона».
С отходом наших частей на новые рубежи обороны противник наводил понтонные переправы на том же месте. В своих мемуарах «Четвертая воздушная» Герой Советского Союза главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин так описывает события июля 1942года: «Противник шёл за нами по пятам. Чтобы сдержать его, мы бросили основные силы воздушной армии на разрушение переправ… События развивались стремительно… Части 5-й воздушной армии также были нацелены на уничтожение переправ…».
Кроме пятой и четвёртой воздушной армии в интересах Южного фронта действовали и части ВВС Черноморского флота.
Помимо основной боевой работы летчикам непрерывно приходилось вести разведку на огромном пространстве от Батайска до Цимлянской. Гитлеровцы сооружали и подводные переправы, поэтому от лётчика требовались исключительная наблюдательность и зоркость, чтобы обнаружить мост, проложенный на 20 см ниже уровня воды. Согласно информации из архива Военно-Морского Флота Минобороны России 22 июля 1942 г. экипаж 119 морского разведывательного авиационного полка в составе Шепелёва Николая Константиновича, Цалит Августа Андреевича и Котылевского Михаила Николаевича на самолете МБР-2 в 23.19 взлетели для выполнения боевого задания в район Цимлянской. В журнале боевых донесений указано, что 1 МБР-2 не возвратился с задания.
Из архива немецкой танковой бригады «Великая Германия», описания событий лейтенантом Конопка, командиром взвода полковой разведки: «Мы взяли станицу Мелиховская ранним утром. На той стороне реки было захвачено значительное количество добычи. В деревне была паромная переправа, сам паром исчез, веревка и трос перерезаны, а подход частично разрушен… Мы немедленно построили паромы из надувных лодок и послали через реку несколько разведывательных машин. Я сам пошёл наперерез с первым. На другом берегу мы поймали пару лошадей без всадников и отправились вниз по течению искать паром. Мы нашли его в нескольких сотнях ниже, там, где течение вынесло его на берег. Мы вошли в воду и начали буксировать эту штуку вверх по течению вместе с лошадьми. Затем произошла внезапная перестрелка с какими-то казаками, неожиданно появившимися из-за ив. Мы захватили в плен несколько человек, которых немедленно отправили работать гребцами.
В то время, как движение паромов неуклонно увеличивалось, советский гидросамолёт приземлился на реке примерно в 200 метрах от них, очевидно, введенный в заблуждение российской униформой заключенных, которых заставляли работать гребцами. Экипаж самолёта готовился вступить с ними в контакт. Однако мы схватили наше оружие и смогли обезвредить экипаж. Попытки сделать самолет пригодным для полётов не увенчались успехом….».
В музее нашей школы хранятся фрагменты именно этого самолета. Этот факт ещё раз подтверждается рассказами местных жителей: Г.А. Антоновым и В.Г. Татаркиным. Благодаря совместной работе школьников с поисковым отрядом «Донской» и активными неравнодушными мелиховцами наконец-то мы знаем фамилии и судьбу летчиков, погибших и похороненных на нашей земле.
Но на этом нельзя ставить точку. Мелиховская переправа в июле 1942 года до конца не изучена. Поиск продолжается.
АННА САРТАКОВА,
руководитель музея
Мелиховской школы