О времени возникновения, происхождения донских казаков среди историков нет единого мнения. До сих пор выдвигаются различные версии и гипотезы.
В комментарии к «Историческому описанию Земли Войска Донского» В. Д. Сухорукова историки Н. С. Коршиков и В. Н. Королёв указали на расхождения во взглядах на происхождение казачества между В. Д. Сухоруковым и Н. М. Карамзиным. Оба исследователя сделали вывод, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р. Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л. Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое, согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII - XV веках».
Однако не вдаваясь в рассмотрение той или иной гипотезы, на базе уже имеющихся источников и литературы хотелось бы подробнее остановиться на важной роли в ранней истории донского казачества Раздорского городка, как реально существовавшего с середины XVI века и до 1622 года являвшемся первым известным Общевойсковым центром, столицей казаков на Дону.
Пролить свет на время возникновения донского казачества, возможно, поможет установление точной датировки челна, найденного в марте 1955 года в протоке у острова близ хутора Пухляковского школьниками под руководством педагога и краеведа Раздорской средней школы Л. Т. Агаркова. Тогда в результате строительства Цимлянской ГЭС Дон сильно обмелел. Чёлн был выдолблен из огромного дубового ствола. Его длина - около 4 метров, диаметр - 80 сантиметров и высота - 45 сантиметров.
В настоящее время чёлн находится в Новочеркасском музее истории донского казачества и датирован XVII веком. Однако А. И. Потапенко по обломку амфоры, найденном в носовой части челна, датирует его XI-XIII веками, периодом проживания на Дону «бродников».
В XV веке распалась Золотая Орда, и на её месте образовались татарские ханства, руками которых Османская империя стремилась задушить молодое русское государство. Ханства продолжали совершать опустошительные набеги на Русь. На южных её рубежах, на степных просторах «Дикого Поля» донские казаки первыми сталкивались с незваными гостями.
По образному выражению Льва Николаевича Толстого: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».
Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном итоге, сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы.